ДОСТУПНАЯ СРЕДА в МБДОУ № 182
Реабилитация людей с ограниченными возможностями здоровья является актуальной проблемой для общества и приоритетным направлением государственной социальной политики, в том числе в части реализации Программы по созданию безбарьерной (доступной) среды для инвалидов и маломобильных групп населения.
Безбарьерная (доступная) среда – это обычная среда, дооборудованная с учетом потребностей, возникающих в связи с инвалидностью, и позволяющая людям с особыми потребностями вести независимый образ жизни и способствующая наиболее полному развитию способностей и максимальной интеграции инвалидов в общество.
Материально-техническое обеспечение образовательной
деятельности для лиц с ограниченными возможностями здоровья:
1. Учебные кабинеты, объекты для проведения практических занятий, объекты спорта, средств обучения и воспитания, частично приспособлены для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями
здоровья;
2. Доступ в здание образовательной организации инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья – имеется пандус в основной вход в здание, коридоры и двери широкие.
3. Условия питания для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья такие же, как и для обычных воспитанников МБДОУ:
Для детей организовано четырёхразовое питание, которое состоит из:
- завтрака, на которые приходится 25% суточной пищевой ценности рациона питания; (Второй завтрак предусмотрен в летний период);
- обеда (25%) и более калорийного, чем обычно;
- полдника (20-25%), (так называемый, уплотнённый полдник).
Ужин, на который остаётся 20-25% суточной пищевой ценности;
4. Условия охраны здоровья для обучающихся инвалидов и лиц с ограниченными
возможностями здоровья такие же, как и для обычных воспитанников МБДОУ;
5. Доступ к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям, в том числе приспособленным для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья - на сайте МБДОУ имеется версия для слабовидящих;
6. Электронные образовательные ресурсы, к которым обеспечивается доступ обучающихся, в том числе приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья – имеется, за исключением лиц инвалидов с нарушением зрения, слуха;
7. Специальные технические средства обучения коллективного и индивидуального пользования для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья – не имеются.
Доступная среда для инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья (далее ОВЗ).
Дети с ОВЗ, с ограниченными возможностями здоровья – это определенная группа, требующая особого внимания и подхода к воспитанию.
Понятие и классификация:
В данную группу можно отнести как детей-инвалидов, так и не признанных инвалидами, но при наличии ограничений жизнедеятельности.
Согласно основной классификации дети с ОВЗ разделяются на следующие категории:
• с нарушением слуха;
• с дисфункцией речи;
• с патологией опорно-двигательного аппарата;
• с проблемами психического развития, отсталостью умственного развития;
• с поведенческими расстройствами и нарушением общения;
• дети с сочетанными, сложными нарушениями развития.
Характеристика детей с ОВЗ зависит от многих показателей, из которых определяющим является сам дефект. Ведь именно от него зависит дальнейшая практическая деятельность индивидуума.
Цель психолого-педагогического сопровождения - создание комплексной системы психолого-педагогических условий, способствующих успешной адаптации, реабилитации и личностному росту детей в социуме.
Задачи психолого-педагогического сопровождения:
• выявление особых образовательных потребностей детей с ОВЗ, обусловленных недостатками в их физическом и (или) психическом развитии;
• осуществление индивидуально ориентированной психолого-педагогической помощи детям с ОВЗ с учетом особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей детей (в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии);
• возможность освоения детьми с ОВЗ общеобразовательной программы и их интеграции в образовательном учреждении.
Если в дошкольное образовательное учреждение поступают дети с ОВЗ, обследованием занимаются специалисты (педагог-психолог, учитель-логопед), а воспитатель знакомится с полученными ими данными.
План изучения ребенка включает такие мероприятия:
• беседа с родителями
• изучение медицинской карты ребенка
• обследование физического развития
• обследование психического развития: характеристика детских видов деятельности и познавательных психических процессов, речи.
Далее под руководством психолога в дошкольном учреждении разрабатываются индивидуальные карты развития определенного содержания.
Модель профессиональной взаимосвязи всех специалистов ДОУ (педагога-психолога, учителя-логопеда, воспитателя, музыкального руководителя) в работе с ребенком с особыми образовательными потребностями следующая:
Педагог-психолог:
• организует взаимодействие педагогов;
• разрабатывает коррекционные программы индивидуального развития ребенка;
• проводит психопрофилактическую и психодиагностическую работу с детьми;
• организует специальную коррекционную работу с детьми, входящими в группу риска;
• повышает уровень психологической компетентности педагогов детского сада;
• проводит консультативную работу с родителями.
Музыкальный руководитель:
• Осуществляет музыкальное и эстетическое воспитание детей
• Учитывает психологическое, речевое и физическое развитие детей при подборе материала для занятий
• Использует на занятиях элементы музыкотерапии и др.
Воспитатель:
• проводит занятия по продуктивным видам деятельности (рисование, лепка, конструирование) по подгруппам и индивидуально. Организует совместную и самостоятельную деятельность детей;
• воспитывает культурно-гигиенические навыки, развивает тонкую и общую моторику;
• организует индивидуальную работу с детьми по заданиям и с учетом рекомендаций специалистов (педагога-психолога, учителя-логопеда);
• применяет здоровьесберегающих технологии, создает благоприятный микроклимат в группе;
• консультирует родителей о формировании культурно-гигиенических навыков, об индивидуальных особенностях ребенка, об уровне развития мелкой моторики.